Как отличить хорошего художника от плохого?

Как понять, что перед вами не произведение искусства, а похабная мазня? Разбираем на примере портретистов Александра Шилова и Карла Брюллова.

1. Человек на портрете написан так, будто сидит на фоне задника в фотоателье

Свет на фигуру может падать с одной стороны, а на фоне идти с другой, фигура может вообще не сочетаться с фоном. С таким же успехом ее могли вставить в фотошопе.

Вот портреты Карла Брюллова, люди у него нормально встроены в окружающую атмосферу:

А вот портреты современного художника Александра Шилова, который рисует портреты на заказ:

2. Голова как будто приставлена к телу

Иногда это результат того, что у художника есть только фотография лица, головы по плечи, а остальное ему приходится выдумывать самостоятельно, то есть он не писал модель с натуры. Получается коллаж.

Голова Гагарина на картине Шилова явно раньше жила своей жзнью:

А вот как органично все у Брюллова:

3. Кожа ярко бликует, как у восковой фигуры

Посмотрите на рисунок. Полумесяц справа внизу называется «рефлекс», это элемент светотени, который помогает создать объем. У многих плохих портретистов проблема с рефлексами на шее и подбородке, это сразу бросается в глаза.

Брюллов — хорошо:

Шилов — плохо:

4. Явные проблемы с анатомией и пропорциями

Руки вообще рисовать так сложно, что первые портретисты начала 15 века старались обходиться без них и рисовали одни головы. Руки и ладони особенно выдают недоучек.

5. Люди на картине некрасиво, странно, несочетаемо одеты

Парадный реалистический портрет – это произведение искусства, а костюм — это его язык. У Шилова все позирующие одеты в вульгарные полупрозрачные платья и дорогие шубы, а акцент делается на «дорого-богато»:

А вот, как пишет портреты на заказ другой современный художник Ремнев. Почувствуйте разницу:

6. Людей на картине окружают неуместные, странные предметы

В портретах реальных людей бывают атрибуты: кольцо у новобрачных или помолвленных, циркуль – у архитектора, скрипка – у музыканта. Но иногда это просто понты. Вот зачем у этой дамы в похабном платье с шиловского портрета ключи от машины на столике?

7. Люди находятся в некрасивом, странном, неуместном интерьере

Кроме языка костюма, есть еще и язык интерьера. У Шилова это комнаты, набитые антиквариатом и подделками под антиквариат. Никакой смысловой нагрузки эти вещи не несут, однако художник искренне думает, что они несут нагрузку эстетическую.

А вот так выглядят портреты тех, у кого нашлось бабло на нормального художника:

8. Плохая композиция, поза, сочетание цветов

Вот вам для сравнения две картины, одинаковые по композиции. Потренируйтесь для себя, почувствуйте разницу:

  • У императрицы зеркало скругленное, обрезает ее по шею, фокусирует внимание на лице, голова в профиль рифмуется с настоящей. У Шилова зеркало другой формы, на что это влияет?
  • У Шилова в зеркале красная занавеска – зачем?
  • Императрица стоит прямо, тетенька в синем скособочена – что меняется в восприятии картины?
  • Что изменилось от перестановки букета?

Слева Шилов, справа Ж.Л. Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1802

9. У хорошего портрета должна быть душа

А глаза — это зеркало души. Вот вам несколько хороших портретов, чтобы немного успокоить возмущенное чувство прекрасного:

Читайте Snatch News в Telegram. Намного удобнее ☺️

Написать нам
Отправляя письмо, я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных